Правда о запахах

На самом деле, это совсем не праздный вопрос. Глядя на толпы туристов, которыми забиты набережные и кафе, окунаясь в суету города, где нет улиц в привычном понимании этого слова, невольно удивляешься: куда же деваются отходы жизнедеятельности всех этих людей? Ведь не проложишь же канализационные трубы под водой.

Ваш интерес могут подогреть и досужие вымыслы, которыми наполнен интернет. Дескать, вся Венеция дурно пахнет, потому что в ней отродясь не было канализации и содержимое туалетов выбрасывается напрямую в каналы.

Впрочем, правду о запахах вы увидите сами, пройдясь по набережным этого города, гуляя вечерами вдоль романтических каналов. Вы ощутите характерный запах моря: свежий, слегка солоноватый, пахнущий водорослями и рыбой. Но никакого неприятного запаха не будет, как не будет и фекалий, плавающих на поверхности воды. Каналы, кстати, здесь достаточно чистые, в них водится рыба, и даже купаются мальчишки.

Так всё же, есть ли в Венеции канализация, и как она работает?

Канализация, но особенная

Конечно же, канализация в городе есть, и она неплохо продумана. Но эта инженерная система организована в «городе любви» совсем не так, как мы привыкли.

Начнём с того, что Венеция представляет собой конгломерат полутора сотен островов, тесно расположенных в Адриатическом море. Они разделены между собой множеством протоков, а также искусственных каналов. Протоки, кстати, здесь тоже называют каналами, хотя это неправильно, с точки зрения гидрологии.

Если посмотреть на отдельный венецианский дом, то его систему канализации можно представить следующим образом:

Туалет и сточные трубы в каждой квартире. Это всё нам знакомо.
Специальный резервуар под каждым домом — так называемый септик.
Гидравлический затвор, который соединяет септики со специальными небольшими каналами. Эти каналы построены именно для транспортировки канализационных отходов.
Специальный фильтр и отстойник на выходе из канала.
Понятно, что первичная очистка фекальных отходов происходит уже в септиках. Именно здесь скапливаются твёрдые фракции, которые время от времени откачивают специальные катера-ассенизаторы. Через гидравлический затвор выходит, хоть и грязная, но уже прошедшая грубую очистку вода.

После дополнительного отстаивания в самом конце специального канала, вода поступает в Гранд-Канал — самый большой в Венеции. На самом деле, как уже говорилось, он является естественной протокой между двумя крупным островами.

И здесь в работу вступает сама природа! Дело в том, что лагуна, на которой стоит Венеция, испытывает морские приливы и отливы. Дважды в сутки, в любое время года, вода частично уходит из лагуны в открытое море через три естественных пролива. Они мелкие, с песчаным дном, и тоже работают как природные фильтры.

Через время вода возвращается вместе с приливной волной. Этот естественный механизм не знает сбоев и поломок. Вместе с ним происходит постоянное очищение воды: часть её, слегка загрязнённая, уходит прочь от города, частично осаждая свои взвеси на песчаном дне, а ей на смену из Адриатики приходит новая, чистая.

Это «дыхание природы» напоминает наше дыхание. Ведь мы тоже непрерывно выдыхаем ненужный нам углекислый газ, пополняя свои лёгкие новым кислородом.

Кто-то может возразить, что бывал в Венеции и видел там человеческие фекалии, плавающие в канале. Да, это случается! Но, если честно, не происходят ли подобные вещи и в наших приморских городах? Человеческий фактор, как известно, вездесущ, и даже в городе любви и карнавалов встречаются нерадивые ассенизаторы, бывают сбои в работе коммунальщиков.

Впрочем, это уже другая история и другие вопросы. Они не имеют отношения к вопросу о том, как устроена канализация в Венеции.